Кристальная объективность маленького фотоаппарата - беспристрастный хрусталик - стекло подлинной поэзии.
Рука человека уже не вмешивается.Хрупкая гармония физики и химии.Чувствительная пластинка,ловящая самые тонкие детали.
Сама экономичная структура этого точного и совершенного механизма свидетельствует,что его поэтическая деятельность радостна.
Легкое смещение,едва уловимый наклон,верно угаданное расстояние - а все затем,чтобы, повинуясь теплым кончикам пальцев и никелированной пружине,выпорхнули из чистой хрустальной объективности стекла 36 новых , исполненных духовности взглядов на мир и сорок импульсов вдохновения.
Когда рука не вмешивается, дух начинает постигать, что отсутствие неточных касаний пальцев - благо; вдохновение освобождается от ремесленного навыка, доверяется только бессознательному расчету механизма.
Новая манера творчества духа - фотография - наведет наконец порядок в фазах поэтического производства.
Доверимся новым средствам фантазии - они рождены естественными смещениями пространств и масштабов.Только придуманное лишено лишено оригинальности.А чудо совершается с той же непреложной точностью,что и банковские операции.Дух - дело особое...
Удовлетворимся же чудом,свершенным в мгновение ока: раскроем глаза и будем,схвытывая все на лету,учиться истинному видению.Закрыть глаза - значит воспринимать отзвуки внешнего мира антипоэтически. Анри Руссо видел лучше импрессионистов. Вспомним,что они смотрели,полузакрыв глаза, и ловили лишь музыку объективного, единственно способную просочиться сквозь их полусмеженные веки.
Вермеер Дельфтский - явление другого рода.В истории видения его глаза - это случай максимальной честности,не избежавшей ,однако, соблазнов игры света. Ван Дер Меер, новый святой Антоний, сохраняет предмет в неприкосновенности с подлинно фотографическим вдохновением - так проявляется его смиренная и пылкая деликатность.
Умение видеть - это вообще новая система измерения духовных пространств. Умене видеть - это нечто вроде изобретения.А есть ли изобретение безупречнее ,чем анестезирующий взгляд четко видящего глаза, глаза ,лишенного ресниц и цейсовских стекол - дистиллированного ,пристального, не затянутого розовой пленкой конъюнктивита.
В наш век,когда живопись все еще топчется в области проб и ошибок, фотоаппарат мгновенно дает практические результаты. Фотография с неиссякаемой фантазией осваивает формы новых предметов, которые на плоскости полотна остаются всего только символами.
Глаз объектива придает очарование холодной белизне умывальника, передает тягучую дремоту аквариума, проникает в сердцевину хрупких суставов электроизмерительных приборов - его магия поразительно точна.А в живописи - иначе, и если ты хочешь изобразить ,например, медузу, то тебе совершенно необходимо нарисовать гитару или арлекина, играющего на дудочке.
У фотографии - новые возможности, рожденные самой ее природой.
Вспомните фотографию Ман Рея - портрет несчастного Хуана Гриса в ритме банджо.Задумайтесь над ее новой естественнейшей манерой,ведь она- результат всего-навсего точного технического процесса, результат лучезарного созидания фотоаппаратом!
О фантазия фотографии!Она удачливее и проворнее мутных мутных процессов подсознания!
Простое изменение месштабов вызывает необычные ассоциации и реальные - вы о них и не подозревали! - аналогии.
Четкий портрет орхидеи и разинутая тигриная пасть на фотографии предстают в интимном единстве, а солнце тысячью бликов играет в анатомии мышц гортани.
О фотография,ты схватываешь точайшую, не подвластную контролю поэзию!
В огромном, блестящем глазу коровы сферически преломляются уменьшенный пейзаж в духе постконструктивизма - он точен до пятнышка на небосклоне, где плавают миниатюрные светящиеся облачка.
О новые предметы,с блеском поданные фотоплакатами торговой рекламы!
Все новенькие механизмы - свежие,как роса - приносят не растраченное покуда тепло своего металла в дар весеннему эфиру фотографическго творчества.
О фотография,свободное творчество духа!
*При подготовке данного материала была использована следующая литература: "Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века", сост.,предисл.,общ.ред. Л.Г.Андреева, М., "Прогресс", 1986, стр.540, стр.158-168.