Декаданс


Понятие Декаданс ("decadance") первоначально употреблялось в исторической науке применительно к эпохам упадка,а затем получило более широкое значение и было перенесено на упадочные явления в литературе и исскустве.

В 80-90х гг. во Франции,а зтем и в других европейских странах декадентами стали называть себя сторонники литературно-художественных течений,откровенно враждебных реализму.Декаданс в их понимании означал эстетическое неприятие окружающего мира, подчеркгутоый индивидуализм и пессимизм,рафинированную утонченность и осознание себя носителями высокой,но неизбежно клонящейся к упадку культкры.

В России термин "декадентство" вошел в широкий оборот после знакомства с книгой М.Нордау "Вырождение",переведенной в 1893 г. Подвергнув критике с вульгано-психиатрической точки зрения современную литературу,Нордау признал ее плодом выождения современной усложненной цивилизации.Декадентство связывалось им с болезненным видоизменением интеллекта,с психопатологией.

Декаданс как литературное явление представляля в русском символизме одно из его внутренних течений.

Демонстративный отказ от служения общественным задачам был вызван у первых русских символистов разочарованием в культурно-политической прграмме либерального народничества. В первой половине 80х гг. происходит перелом в мировоззрении Н.Минского ,который выступал ранеее как поэт гражданской ориентации.Минский ратует за самодовлеющее искусство,за освобождение его от "публицистичности",провозглашает в качестве основы человеческой натуры себялюбие, индивидуализм,признает относительность всех нравственных понятий и,равно приемля добро и зло,приветствует "мистический пламень" в душе человека, позволяющий ему постигать непостижимое.

Превой развернутой эстетической декларацией декадентства в России стала книга Д.С.Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы",в основу которой легла лекция,прочитанная в 1892 г. Мережковский более решительно,чем Минский, оклонил демократическую общественную проблематику,категорически отверг философский материализм,который неотделим для него от позитивизма, и сурово осудил реализм русской литературы,по существу сводимый к натурализму.Книга призывала к созданию "нового идеального искусства,грядущего в России на смену утилитарному пошлому материализму".К новому критик причислял искууство,отражающее религиозно-мистическое сознание.

Отказ от социального и граждански направленного искусства повлек за собой появление особой проблематики.Мережковский воспевает пессимизм, одиночество человека,влекущее за собой утверждение индивидуализма,стремление к потустороннему,неведомому миру.

*При подготовке данного материала была использована следующая литература: "История русской литературы", том IV (литература конца ХIХ - начала ХХ в), ред. К.Д.Муратова, Ленинград, "Наука", 1983г., стр. 419-423, 430-434;

Hosted by uCoz