Понятие Декаданс ("decadance") первоначально употреблялось в исторической науке
применительно к эпохам упадка,а затем получило более широкое значение и было перенесено на упадочные явления в литературе и исскустве.
В 80-90х гг. во Франции,а зтем и в других европейских странах декадентами стали называть себя сторонники литературно-художественных
течений,откровенно враждебных реализму.Декаданс в их понимании означал эстетическое неприятие окружающего мира,
подчеркгутоый индивидуализм и пессимизм,рафинированную утонченность и осознание себя носителями высокой,но неизбежно клонящейся к упадку
культкры.
В России термин "декадентство" вошел в широкий оборот после знакомства с книгой М.Нордау
"Вырождение",переведенной в 1893 г. Подвергнув критике с вульгано-психиатрической точки зрения современную
литературу,Нордау признал ее плодом выождения современной усложненной цивилизации.Декадентство связывалось им с
болезненным видоизменением интеллекта,с психопатологией.
Декаданс как литературное явление представляля в русском символизме одно из его внутренних течений.
Демонстративный отказ от служения общественным задачам был вызван у первых русских символистов
разочарованием в культурно-политической прграмме либерального народничества. В первой половине 80х гг. происходит перелом в
мировоззрении Н.Минского ,который выступал ранеее как поэт гражданской ориентации.Минский ратует за самодовлеющее
искусство,за освобождение его от "публицистичности",провозглашает в качестве основы человеческой натуры себялюбие,
индивидуализм,признает относительность всех нравственных понятий и,равно приемля добро и зло,приветствует "мистический пламень" в душе человека,
позволяющий ему постигать непостижимое.
Превой развернутой эстетической декларацией декадентства в России стала книга Д.С.Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской
литературы",в основу которой легла лекция,прочитанная в 1892 г. Мережковский более решительно,чем Минский, оклонил демократическую общественную
проблематику,категорически отверг философский материализм,который неотделим для него от позитивизма, и сурово осудил реализм русской литературы,по существу
сводимый к натурализму.Книга призывала к созданию "нового идеального искусства,грядущего в России на смену
утилитарному пошлому материализму".К новому критик причислял искууство,отражающее религиозно-мистическое сознание.
Отказ от социального и граждански направленного искусства повлек за собой появление особой проблематики.Мережковский воспевает пессимизм,
одиночество человека,влекущее за собой утверждение индивидуализма,стремление к потустороннему,неведомому миру.
*При подготовке данного материала была использована следующая литература: "История русской литературы", том IV (литература конца ХIХ - начала ХХ в), ред. К.Д.Муратова, Ленинград, "Наука", 1983г., стр. 419-423, 430-434;