Фовизм


В 1901 г. в Париже состоялась первая посмертная выставка Винсента Ван Гога. Неукротимо яркие краски Ван Гога дали решающий толчок образованию нового течения во французском искусстве. Группа молодых живописцев во главе с Анри Матиссом стала использовать чистые, звучные цвета, стильные и размашистые мазки, порывисто брошенные на холст пятна краски, смелые для своего времени искажения формы. Такой способ письма и трактовки цвета был для публики столь чужд и непривычен, что художников этой группировки стали называть "фовистами" (от французского слова fauve - "хищник"). Отсюда и название течения - "фовизм". Однако фовисты вовсе не ставили перед собой цель точно изображать природу. Они хотели сделать видимыми для глаза и такие вещи, которых на самом деле увидеть нельзя, например, те чувства и настроения, которые возникают у художника при созерцании природы. Главным средством выражения они избрали цвет.

Henry Matisse.Танец


Подлинное пиршество красок представляет собою живопись Андре Дерена и Мориса де Вламинка. Они не стремились к точной передаче деталей или верности цвета. НЕжно-зеленые стволы и ярко красные кроны деревьев, желтая речная вода, ядовито-зеленые мостовые - обычное дело в их картинах. Рауль Дюфи писал легкими и беспокойными мазками; изображения концертов и завораживающие виды Средиземного моря исполнены им с неповторимой элегантностью.

Картины Альбера Марке легко узнать по сдержанной красочной гамме и четким очертаниям предметов, нанесенным уверенной рукой.Марке любил корабли и матово поблескивающие поверхности воды.Он часто писал гавани под хмурыми небесами или утопающие в густом зимнем тумане парижские набережные.

Henry Matisse.Мастерская художника


Вместе с фовистами некоторое время выступал Жорж Руо. Во многих своих картинах он изображал бедность, нищету и пороки большого города, искренне надеясь, что таким образом он может помочь искоренению зла. Стиль Руо очень самобытен. Насыщенные тона его картин пылают, как цветные стекла на окнах средневековых соборов, плоскости цвета разделены толстыми черными контурами,подобно свинцовым переплетам витражей.В сложении этого стиля свою роль сыграл опыт молодых лет художника,когда он трудился над восстановлением средневековых церковных икон.

Призанным лидером фовистов был Анри Матисс, впоследствии видный общественный деятель и борец за мир.Хотя в молодые годы он был не прочь подразнить публику неожиданными выходками, в ходе своего долгого творческого пути он развивался в совсем другом направлении.Сам Матисс говорил: "Я хочу,чтобы усталый, измученный,изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение". На первый взгляд, его картины,кажется,имеют в себе нечто от наброска,где поверхность покрыта большими плоскостями одного яркого цвета.Но при ближайшем рассмотренииоткрывается продуманность их построения, французская тонкость,человеческое тепло.На картинах Матисса изображены мирные мгновения: женщины за чтением,музыкальными занятиями или в минуты задумчивости; натюрморты и пейзажи.Он часто повторял одни и те же мотивы: зеленые решетчатые ставни,отбрасывающие полосатую тень на пол комнаты,узорные металлические огрды балкона,призывно синеющий за окном кусочек моря,пышные комнатные растения,ковры и ткани с вызывающе крупным узором,кирпичного цвета обнаженные музыканты или хоровод танцующих на густом сине-зеленом фоне.

Henry Matisse.Blue Nude


Талант Матисса был многогранным,он проявлялся не только в живописи,но и в других областях искусства: в оформлении интерьера, иллюстрировании книги и даже скульптуре.

*При подготовке данного материала было использовано учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, а также для студентов высших учебных заведений Д.М.Зарецкая, В.В.Смирнова "Мировая Художественная Культура", ООО "Фирма МХК",Москва, 2000,стр. 309-311.

Hosted by uCoz