Импрессионизм

Импрессионизм - направление в искусстве,представители которого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, правдиво передать мгновения жизни.Импрессионизм (термин происходит от французского слова "impression",означающего "впечатление") зародился в 1860-х гг. во Франции,когда живописцы Э.Мане,О.Ренуар и Э.Дега внесли в искусство многообразие,динамику и сложность современного городского быта,свежестьи непосредственность восприятия мира. Для их произведений характерна кажущаяся неуравновешенность,фрагментарность композиции,неожиданные ракурсы,срезы фигур рамой.

Edgar Degas.Танцовщица у фотографа


В 70-70-х гг. сформировался импрессионизм во французской пейзажной живописи.Картины
К.Моне ,К.Писарро,А.Сислея,написанные на открытом воздухе (plainair),передавали ощущение сверкающего солнечного света,объемные формы как бы растворялись в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета,накладываемые на холст раздельными мазками и рассчинанные на оптическое смещение их при восприятии картины зрителем,цветные тени и рефлексы создавали беспримерно светлую,трепетную,воздушную живопись. Последовательно просветляя свою палитру, импрессионисты освободили живопись от землистых и коричневых лаков и красок. Условная, "музейная" чернота в их полотна уступает место бесконечно многообразной игре рефлексов и цветных теней. Они неизмеримо расширили возможности изобразительного искусства, открыв не только мир солнца, света и воздуха, но также красоту лондонских туманов, беспокойную атмосферу жизни большого города, россыпь его ночных огней и ритм непрестанного движения. В силу самого метода работы на пленэре пейзаж, в том числе открытый ими городской пейзаж, занял в искусстве импрессионистов очень важное место. Не следует, однако, полагать, что живописи их было свойственно только "пейзажное" восприятие действительности, в чем их нередко упрекали. Тематический и сюжетный диапазон их творчества был достаточно широк. Интерес к человеку, и в особенности к современной жизни Франции, в широком смысле был присущ ряду представителей этого направления. Его жизнеутверждающий, демократический в своей основе пафос отчетливо противостоял буржуазному миропорядку. В этом нельзя не видеть преемственности импрессионизма по отношению к основной линии развития французского реалистического искусства XIX века. Импрессионизм широко распространился в мировом искусстве.Среди его многочисленных последователей-американец Д.Уистлер, немцы М.Либерман,Л.Коринт,М.Слегфогт,итальянец Дж.Сегантини,русские живописцы К.А.Коровин,И.Э.Грабарь.Присущий импрессинизму интерес к мгновенному движению,ускользающим впечатлениям,текучей форме восприняли и скульпторы-О.Роден во франции,М.Россо в Италии,П.П.Трубецкой и А.С.Голубкина в России. При всоем появлении импрессионизм подвергся яростным нападкам официальных кругов,буржуазной публики и прессы,поскольку он нес новые темы и новые формы восприятия мира,в ряде отношений способствуя расширению реалистических принципов.Но в творчестве как самих импрессионистов, так и в особенности их последователей часто сказывался отход от анализа и оценки явлений социальной действительности.

Claude Monet.Вестминстерский мост


*При подготовке данного материала был использован "Энциклопедический словарь юного художника" М., "Педагогика", 1983, стр.166-169.

Hosted by uCoz