Х.Мартинсон. "Модернизм".

*Перевод Е.Соловьевой.


Модернизм есть понятие неопределенное и может обозначать все,что угодно.

Личные определение поэтому необходимы.Мой модернизм является враждебным культуре.Он не стремится быть асоциальным, но по природе своей таковым является. Модернизм (я имею в виду весь его путь от Гомера до Ли Мастерса ) был и остается асоциальным. Он не имеет, строго говоря, никакой другой задачи, как быть абсолютно и естественно мятежным, и нее способен поэтому встроится ни в какую-либо бюрократическую мечту о счастье, ни в организованную реакцией черную магию.Модернизм естественным образом (а не как результат программы) возникает из условий жизни, он есть серия субъективных влюбленностей и поворотов ненависти.Динамично иррациональный, он упрямо охватывает весь мир. Его образ мира- движение, а не бесплодное созерцание.Созерцательная жизнь считает, что она имеет точку опоры и может перевернуть мир.Движение же, хохоча и приплясывая, проносится мимо, творит, являясь объектом всеобщего обозрения, - и рождается нечто.

Созерцатель от культуры, который бежит от хаоса и живет воображаемой жизнью собственной прозрачности, на самом деле произрастает из хаоса, пустившего глубокие корни в нем самом, как и во всяком движении, в жизни, окружающей нас.Человеческое "я" постового еще не есть сам полицейский.Раньше постовой в нем всегда брал верх, он боялся собственного хаоса, запутывался и и заключал себя под стражу сотни раз в день.Теперь же он более человек, нежели цивилизованный полицейский, и прекрасно справляется с обязанностями. Человек в нем значит больше, чем его культура, его цивилизация. Без тех иррациональных моментов, которые заключены в нем, он был бы просто рациональным роботом, самозабвенным ничем.Теперь же он иррацонален в себе самом и знает, что он живет, что он человек.Человек - это симфония иррационального, из его иррауиональной сущности произростает его гуманизм, его величие и его низость, его радость и печаль.Абсолютно рационален лишь зверь.

С тех пор как нет больше основания разграничивать культуру и цивилизацию, ибо они, как два противоборствующих химических элемента, в конце концов смешались с помощью невидимой связующей формулы - нового человеческого субъективизма, - не имеет смысла далее ломать копья за культуру, понятие которой становится с каждым днем все более и более спорным.

Та культура,которую можно найти в библиотеках и церкви, на пирах и весеннем празднике в Скансене, есть не что иное , как пережитки диктаторства, культовые реликвии, но поскольку они более не влияют на происходящее в мире , то лишились своего права суда и перестали быть нормой. Синтез культуры есть ложь (хотя и привлекательная более чем когда-либо). Ложь, происходящая от слишком большой убежденности, ложь во всех благих намерениях.

После Версаля индустриализм подтолкнул европейскую культуру к грубой цивилизации. Новая жизнь Европы - это движение, состоящее из перерывов цивилизации.

то,что модернизм до сих пор не был признан массами ("широкой общественностью"), как указывает в своей статье о четырех модернистах в "Дагенс нюхентер" Стен Селяндер, доказывает лишб то, что массы не отдают себе отчета в мятежном складе своего ума.

Модернизм произошел из цивилизованых движений масс.Но массы, "широкая общественность", с выдуманной верой в самих себя , отвергает его. Это в порядке вещей. Модернизм не фактор мирового значения; если бы он был им, то перестал бы быть модернизмом.Модернизм есть нечто своеобразное, особенное,то, что удерживается в каждом человеке наряду с новым видением.Модернизм представляет собой постоянно меняющееся иррациональное: пылающий огонь в человеческой груди. Он может стать будничным, застояться, надоесть самому себе, но никогда не пойдет по старым следам. Ибо настоящий модернизм возводится на предпосылках и мечтах о желаемой жизни вне зависимости от норм культуры и цивилизации или вырастает из борьбы с ними.Настоящий модернизм человечен, как человечен его смех, его детский плач и его страсть. Его основа - пылающий огонь, и он переживет все времена.

*При подготовке данного материала была использована следующая литература: "Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века", сост.,предисл.,общ.ред. Л.Г.Андреева, М., "Прогресс", 1986, стр.420-421.

Hosted by uCoz