Примитивизм


В ХХ в. все большее внимание стало привлекать одно явление, которое раньше не считали искусством вовсе.Это творчество художников-любителей, или так называемых "художников выходного дня".Их творчество называют наивизмом или примитивизмом. Первым наивистом, принятым всерьез, был француз Анри Руссо (1844-1910), который посвятил себя живописи, выйдя на пенсию . Его картины изображали то события повседневной жизни, то полные фантази образы дальних стран, пустынь и тропических лесов. В отличие от многих позднейших наивистов Руссо был непритворно наивен, он верил в свое призвание и писал картины с неуклюжими , беспомощно нарисованными и забавными человеческими и звериными фигурами, не испытывая сомнений. Не заботился он и о перспективе. Но сочетания цветов в его картинах красивы, а простота и непосредственност придают им большое обаяние.Это заметили уже в начале века кубисты во главе с Пикассо; они первыми стали поддерживать наивизм.

Другим выдающимся наивистом , который так и не дождался признания при жизни, был грузин Нико Пиросманашвили (1862-1918).На картинах этого самоучки мы видим животных, пейзажи, жизнь простых людей: труд, праздничные пиршества, ярмарочные сцены и т.п. Сильная сторона творений Пиросманашвили - великолепная красочная гамма и ярко выраженная грузинская национальная самобытность.


Большая часть наивистов - это люди, живущие в захолустных уголках, в маленьких городах или деревнях и лишенные возможности учиться живописи, но полные желания творить.Они простосердечно изображают свои повседневные труды, народные празлники, семейные события, свой родной край, природу, зверей. Особенно красиво и привлекательно бывает их творчество там, где они продолжают традиции народного искусства. Широко известны и признаны югославские наивисты.

Даже в технически беспомощных работах наивистов сохранена та свежесть чувств, к которой стремится и "высокое" искусство, поэтому наивизм привлекал и профессиональных художников. Воздействие наивизма можно найти и в современном искусстве, есть "настоящие" художники, которые перенимают приемы наивистов. Но в этом случае они не вполне искренни. Интерес к наивизму особенно усилился в последнее время.Причиной этому, видимо, служит отсутствие сердечности и отдаленность от природы, присущие искусству модернизма.

примечательна судьба примитивизма в Америке.Там уже в ХIХ в. к нему относились серьезно и работы наивистов собирали для музейных коллекций.В Америке было мало художественных школ, большие художественные центры Европы были далеко, но у людей не ослабевало стремление к красоте и желание запечатлеть в искусстве свое жизненное окружение.Выходом стало искусство любителей.

*При подготовке данного материала было использовано учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, а также для студентов высших учебных заведений Д.М.Зарецкая, В.В.Смирнова "Мировая Художественная Культура", ООО "Фирма МХК",Москва, 2000,стр. 322-323.

Hosted by uCoz