Сюрреализм

«Сюрреализм – не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм»

Сальвадор Дали


Сюрреализм( от французского слова "surrealite" - искусство "сверхреального","сверхестественного") - модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве и кино,зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру,течение неопределенное и оставляющее впечатление несколько болезненного.Реальные существа и предметы выступают здесь в необычных сочетаниях, и возникают образы,напоминающие фантастические видения или сны.В сюрреализме нет никакого определенного порядка и здравого смысла - все подчиняется случайности сновидения.

Появление такого искусства в большей мере связано с распространенной в начале ХХ в. в медицине точкой зрения,согласно которой в человеческой душе,в подсознании гнездятся первобытные "темные силы"( "коллективное бессознательное" З.Фрейда),которые стремятся подчинить себе сознание и поступки человека.

Сальвадор Дали.Полиморфное извращение по Фрейду


В известном смысле предшественником сюрреалистов было возникшее в Швейцарии во время Первой мировой войны объединение "Дада". Входившие в него художники (в их числе бывшие футуристы) решительно отвергали старое классическое искусство и пытались сокрушить все законы,считавшиеся до тех пор священными. Они привлекали внимание своими шумными выступлениями и ошеломляли публику абсурдными произведениями.Кстати, и дадаисты,подобно кубистам,пользовались техникой коллажа, т.е. склеиванием разных материалов, и включали в картины случайные предметы.

Дадаизм проник и в другие страны.В Соединенных Штатах Америки француз Марсель Дюшан первым начал выставлять промышленные изделия - велосипедные колеса,вешалки,пишущие машинки,кофемолки - в качестве художественного произведений, утверждая,будто зритель способен принять за искусство любой предмет,вырванный из своего жизненного окружения,лишенный своеого назначения и помещенный в другую обстановку.Первый "готовый предмет",который он выставил,была сушилка для бутылок.

Марсель Дюшан

Марсель Дюшан.Галерея...


С сюрреализмом связаны два художника,которые начали писать фантастические картины еще до появления дадаизма.Это итальянец Джорджо Де Кирико (1888-1978) и живший во Франции выходец из Белоруссии Марк Шагал (1887-1985).

На картинах Кирико залитые солнцем пустынные улицы и площади окружены фасадами,как кажется,необитаемых дворцов и затемненными аркадами.В этих гладко и точно написанных пустынных пространствах тут и там разбросаны белые античные скульптуры,странные роботы и куклы,фигуры словно застывших на ходу людей.Желтые и коричневые полоски картины пересекают длинные вечерние тени,вызывая смутную тревогу.Кажется,что этот мир находится на пороге роковых событий.

Джорджо де Кирико

Джорджо де Кирико.Галерея...


В картинах Марка Шагала память о городе его юности Витебске сплетается с парижскими впечатлениями.Воспоминания осаждают художника и ,словно выйдя из подчинения,самовольно заполняют холст в причудливом беспорядке.У него многое повторяется: покосившиеся бревенчатые домики,летающие над землею люди,козы,гигантские петухи,настенные часы,скрипачи,цветущие деревца и многие другие небрежно набросанные ,словно сами собою возникшие существа и вещи.

Марк Шагал.Влюбленные.прогулка.

Марк Шагал.Галерея...


Окончательно сюрреализм сложился к началу 1920-х гг. Многие художники продолжали сочинять дадаистские "нелепицы",экспонировали на выставках свои произведения из самых неожиданных материалов, в том числе тряпок,окурков и т.п. Некоторые из них решительно отказались от привычного понимания красоты и изображали лишь странные,причудливые вещи ,как будто случайон оказавшиеся в заколдованном мире картины.

Двойственное чувство вызывают произведения известнейшего из сюрреалистов,любителя сенсаций каталонца Сальвадора Дали (1904-1989).Неоспоримое мастерство,с которым выполнены все детали картины,делает особенно впечатляющим его фантазии,разыгрывающиеся в плоских пустынных ландшафтах.Среди знаменитых мотивов Сальвадора Дали - огромные каманные часы из какого-то мягкого материала,свисающие с ветки дерева,пылающие жирафы,жуткие вздыбленные кони на длинных ,тонких,как проволока, ногах или ужасающие ,цвета сырого мяса чудовища,которые должны изорбажать ужасы гражданской войны.

Сальвадор Дали.

«Механизм изначально был моим личным врагом, а что до часов, то они были обречены растечься или вовсе не существовать»


Напряженно тревожны картины Ива Танги (1900-1955).В затопленной светом пустоте нам являются маленькие существа,напоминающие бобы, или пучки чего-то такого,чему не подберешь названия.

Ив Танги.

Ив Танги.Галерея...


По сравнению с произведениями названных художников красочные картины каталонца Хуана Миро (1893-1983) кажутся куда более светлыми.Их гладкие одноцветные поверхности заполняют целые грозди всевозможных маленьких существ и знаков,напоминающих письмена древних народов: иногда среди них попадаются известные и легко узнаваемые предметы.

Хуан Миро


Ребяческая игра воображения характерна для той части творчества швейцарца Пауля Клее (1879-1940),которую можно считать близкой к сюрреализму, и где примером ему служили отчасти "человечки" детских рисунков.

Сюрреалищм с его склонностью к абсурду и безумию был,в конце концов,отражением некоторых сторон жизни своей эпохи с ее противоречиями,кризисами,войнами.Подобные явления можно найти и в прошлом.Особенно много сюрреалистических черт было у Иеронима Босха и Франсиско Гойи.

Сальвадор Дали.Антропоморфный хлеб.

«Что касается живописи, цель у меня одна: как можно точнее запечатлеть конкретные образы Иррационального»

Андре Бретон."Манифест сюрреализма"

*При подготовке данного материала было использовано учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, а также для студентов высших учебных заведений Д.М.Зарецкая, В.В.Смирнова "Мировая Художественная Культура", ООО "Фирма МХК",Москва, 2000,стр. 315-317,"Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века", сост.,предисл.,общ.ред. Л.Г.Андреева, М., "Прогресс", 1986, стр.518, стр.40-73., а также материалы сайтов arthistory.ru и daliworld.narod.ru.

Hosted by uCoz