Искусство, которое ставит своей целью подчеркнутое выражение душевных состояний художника, его
чувств и настроений, получило название экспрессионизма ( от французского слова expression - "выражение").
Немецкий экспрессионизм может произвести угнетающее впечатление.Он зародился в начале ХХ в., т.е. к тому времени, когда во Франции начинался фовизм.
Но в отличие от фовистов немецкие экспрессионисты не стремились к красоте; немецкому искусству и вдругие эпохи были присущи внимание к содержанию,
повествовательность и сравнительно меньший интерес к внешней красоте произведения. Картина для экспрессионистов была лишь средством,с помощью которого они
надеялись разрешить оющественные противоречия своей эпохи. Они хотели поразить зрителя, пробудить его чувства, учить и направлять его. Но в то же время сами они оказались в заколдованном круге: их не удовлетворяли
существующие порядки, но выхода из положения они найти не могли. Результатом было состояние удрученности,разочарования и досады, недовольство всем сущим, неспособность увидеть в мире что-либо другое кроме зла и уродства. Для выражения порывов чувства экспрессионисты использовали либо кричащие яркие краски, либо, наоборот, мрачные грязноватые тона,беспокойные и небрежные
движения кисти, резкие и упрощенные формы, сознательные их искажения.
В начале века немецкими экспрессионистами было образовано несколько объединений, такие как "Die Brucke" ("Мост"), и "Der blaue Reiter" ("Синий всадник" - от названия одной картины),
они объединялись вокруг журнала "Der Sturm" ("Буря"). К ним присоединились и художники, не принадлежавшие экспрессионизму, а также иностранцы, среди которых были и русские художники.
Среди наиболее известных немецких художников, входивших в эти группы, были Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде и австриец по происхождению Оскар Кокошка.
Эмиль Нольде.Две головы
После Первой мировой войны в искусстве экспрессионистов особенно сильны стали ноты общественной критики. Войну с ее ужасами, напуганных пережитым одиноких людей, раненых, калек, нищих, притоны большого города и т.п. изображал, например, Отто Дикс.
Иногда складывается впечатление,что экспрессионисты буквально ненавидят людей - такими уродливыми и опустившимися изображают они своих персонажей.
Художники этого направления много работали в графике. Близки к экспрессионизму выразительные работы Кете Кольвиц ,выдающегося мастера революционной графики.
С экспрессионизмом как художественным течением покончили пришедшие к власти нацисты.Гитлер лично объявил весь модернизм "дегенеративным искусством", которое следует уничтожить.
*При подготовке данного материала было использовано учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, а также для студентов высших учебных заведений Д.М.Зарецкая, В.В.Смирнова "Мировая Художественная Культура", ООО "Фирма МХК",Москва, 2000,стр. 311.