Кубизм


Название этого модернистского течения в изобразительном искусстве первой четверти ХХ в. происходит от куба - геометрического тела. Кубизм возник во Франции в 1907 г. (картина "Авиньонские девушки" П. Пикассо). В первые группы кубистов вошли французские живописцы П. Пикассо, Ж.Брак, А.Глез,Ж.Метсенже, Ж.Виллон,испанец Х.Грис. Кубизм был родоначальником бесчисленных модернистских течений ХХ в. Появившийся в условиях общего глубокого кризиса буржуазной культуры эпохи империализма, он порвал с традицией реалистического искусства, сложившейся в эпоху Возрождения.Впервые на первый план выдвигается формально-пластический эксперимент: разложение реальной предметной формы на простейшие объемные элементы (куб,шар,цилиндр,конус) и конструирование комбинации этих объемов на плоскости. Сводя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства,деформируя реальный мир, кубизм искал обоснования своей практики то в субъектно-идеалистической философии и праве "по-своему" воспринимать мир, то в подчеркивании "антибуржуазности" своей позиции. Кубизм входил в круг бунтарских, буржуазно-индивидуалистических, анархиствующих течений,бросавших вызов "добропорядочности" буржуазного миропорядка, стандартной красивости официального салонного искусства. Представители раннего кубизма,отличавшиеся своеобразной демократичностью, противопоставляли ему простые ,весомые ,осязаемые формы, элементарные мотивы, аскетичный цвет,мощные граненые объемы; в картинах Пикассо кубистического периода создается трагический образ грандиозного рушащегося, изломанного мира.

Пабло Пикассо.Авиньонские девушки


Если ранний кубизм подчеркивал,опираясь на уроки П.Сезанна и негритянских скульпторов, объемность,весомую предметность мира, то уже в 1910-х гг. в кубизме возобладали черты внешней декоративности,плоскостные узорные построения,приближавшиеся к абстрактному искусству. Тогда же появилась кубистическая скульптура (украинец А.П.Архипенко,французские скульпторы А.Лоран,Р.Дюшан-Вийон), кубизм оказал влияние на футуризм в Италии и России, конструктивизм в России и экспрессионизм в Германии.В советской России кубизм,погрузившийся в разработку чисто формальных проблем, быстро обнаружил свою чуждость социалистической культуре. Со временем многие его приверженцы обратились к реалистическому творчеству либо к практической работе в архитектуре и художественной промышленности.

Пабло Пикассо.Плачущая женщина


В поисках новых выразительных средств кубисты наклеивали на свои картины куски газет,обоев,тканей и т.п.Такого рода произведения получили название коллажей (от французского слова "collage" - "наклеивание").

Кубизм был весьма изменчивым художественным течением ,его позиции разделяли и такие художники,в работах которых на первый взгляд трудно уловить какую-либо связь с кубизмом. Француз Робер Делоне (1885-1941) вернулся к ярким краскам.У него возникла своеобразная идея сделать видимыми звуки. Он изображал их на своих на своих картинах в виде радужных кругов и дуг,которые расходятся от источника звука.Много раз писал он парижскую Эйфелеву башню.В его городских видах - подлинное буйство красок, все сдвинуто со своих мест,все качается и ломается.Так мог бы выглядеть город во время сильного землетрясения за миг до окончательного разрушения.

*При подготовке данного материала был использован "Энциклопедический словарь юного художника" М., "Педагогика", 1983, стр.200, а также учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, а также для студентов высших учебных заведений Д.М.Зарецкая, В.В.Смирнова "Мировая Художественная Культура", ООО "Фирма МХК",Москва, 2000,стр.312.

Hosted by uCoz