Символизм


Новое литературное направление явилось порождением глубокого кризиса,охватившего европейскую культуру в конце XIX - начале ХХ в.Для кризиса этого было характерно разочарование в прежних общественных идеалах,ощущение неотвратимой гибели существующего строя жизни.Кризис давал о себе знать в негативной оценке прогрессивных общественных идей и пересмотре моральных ценностей,в утрате веры в силу научного познания и во вспышке увлечения идеалистической философией.

Русский символизм зарождался в годы крушения народничества и широкого распространения пессимистических настроений в обществе, которые приводили буржуазную интеллигенцию к мысли о бесперспективности освободительного движения.

Символизм был своеобразной эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область "общих","вечных" иедй и "истин".

Усложненности образа в поэтике символизма отвечает "тайна","загадочность",недосказанность в развитии лирической темы. Наряду с метафорами символисты использовали "зыбкие",затемненые символы,которые служили как бы намеком на иное,высшее или идеальное бытие."Символ только тогда истинный символ,-писал В.Иванов,-когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении<...>Он многолик,многосмыслен и всегда темен в последней глубине".

Многозначность художественного образа усиливалась широким обращением к мифу; в мифологизации жизненных явлений выразилась одна из существенных особенностей символистской поэтики.Символисты усматривали в мифе высшую эстетическую, даже сверэстетическую ценность.

В начале 1900х внутри символизма обозначились 3 течения:

1. Искусство,связанное с богоискательскими идеям,с идеями "религиозной общественности". "Новые" принципы искусства восходят к принципам зарубежного модернизма.Критика их называла тогда декадентами .(Н.Минский,Д.Мережковский,З.Гиппиус,Ф.Слогуб и др.)

2. 2 половина 90х.Новое напрвление-естественная закономерность в поступательном движении искусства.Импрессионистическое восприятие жизни.Стремление к чисто художественному обновлению русской поэзии -"Старшие символисты"
(К.Бальмонт,В.Брюсов).


3. "Младшие символисты"
(А.Блок,А.Белый,В.Иванов и др.)
- приверженцы философско-религиозного понимания мира в духе поздней философии Вл.Соловьева.

Отказ раннего символизма от доминировавших в литературе традиций во имя "новой красоты" имел мировоззренческие корни.И в творческой практике символисты сталкивались с неудобством и трудностью выражать прежними средствами те образы и настроения,которые возникали в связи с переживаниями увлекавших их религиозно-мистических учений,эстетических положений и художественных идей.Вынужденное,особенно на первых порах,использование "старых форм" в системе жанров,в поэтике и стилистике нередко создавало ощутимый эффект псевдоморфизма.Диссонанс жанра и развития сюжета легко может быть обнаружен в творчестве многих символистов.

Литературные герои новой формации (по преимуществу,лирические) удивляли читателей необычными поступками и чувствованиями, побуждали символистов к пересмотру традиционной системы характеров,конфликтов,сюжетов,композиционных построений.А это означало неизбежность внутрижанровых обновлений и изменений междужанровых связей и отношений.

Что касается символистского романа ,имевшего свою природу и структуру (сюжетом его является,как правило,развивающийся миф),то он не претендовал на ведущую оль в развитии символизма.Символизм не дал новой жизни и поэме,замещая ее (частично) циклом стихотворений или разделом поэтического сборника.Возникшая на исходе 1900х гг. среди символистов потребность в эпическом отношении к жизни,совпавшая с ощущением "кризиса символизма",привела к поискам "синтеза" с реализмом,сказалась на упрочении литературного положения писателей так называемой "промежуточной" формации.

Поэты-символисты эксперементировали прежде всего в области метрики и ритма,"музыкальности",образности,мифотворчества, языка.

*При подготовке данного материала была использована следующая литература: "История русской литературы", том IV (литература конца ХIХ - начала ХХ в), ред. К.Д.Муратова, Ленинград, "Наука", 1983г., стр. 419-423, 430-434; "Русский модернизм: проблемы текстологии", ответственный редактор О.А.Кузнецова. "Алетейя",Санкт-Петербург, 2001, стр. 92-97.

Hosted by uCoz