Новое литературное направление явилось порождением глубокого кризиса,охватившего европейскую культуру
в конце XIX - начале ХХ в.Для кризиса этого было характерно разочарование в прежних общественных идеалах,ощущение
неотвратимой гибели существующего строя жизни.Кризис давал о себе знать в негативной оценке прогрессивных общественных идей
и пересмотре моральных ценностей,в утрате веры в силу научного познания и во вспышке увлечения идеалистической философией.
Русский символизм зарождался в годы крушения народничества и широкого распространения пессимистических настроений в обществе,
которые приводили буржуазную интеллигенцию к мысли о бесперспективности освободительного движения.
Символизм был своеобразной эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область "общих","вечных"
иедй и "истин".
Усложненности образа в поэтике символизма отвечает "тайна","загадочность",недосказанность в развитии лирической темы.
Наряду с метафорами символисты использовали "зыбкие",затемненые символы,которые служили как бы намеком на иное,высшее
или идеальное бытие."Символ только тогда истинный символ,-писал В.Иванов,-когда он неисчерпаем
и беспределен в своем значении<...>Он многолик,многосмыслен и всегда темен в последней глубине".
Многозначность художественного образа усиливалась широким обращением к мифу; в мифологизации жизненных явлений выразилась
одна из существенных особенностей символистской поэтики.Символисты усматривали в мифе высшую эстетическую,
даже сверэстетическую ценность.
В начале 1900х внутри символизма обозначились 3 течения:
1. Искусство,связанное с богоискательскими идеям,с идеями "религиозной общественности".
"Новые" принципы искусства восходят к принципам зарубежного модернизма.Критика их называла тогда декадентами
.(Н.Минский,Д.Мережковский,З.Гиппиус,Ф.Слогуб и др.)
2. 2 половина 90х.Новое напрвление-естественная закономерность в поступательном
движении искусства.Импрессионистическое восприятие жизни.Стремление к чисто художественному обновлению
русской поэзии -"Старшие символисты"
(К.Бальмонт,В.Брюсов).
3. "Младшие символисты"
(А.Блок,А.Белый,В.Иванов и др.)- приверженцы философско-религиозного понимания мира
в духе поздней философии Вл.Соловьева.
Отказ раннего символизма от доминировавших в литературе традиций во имя "новой красоты" имел мировоззренческие корни.И в творческой практике
символисты сталкивались с неудобством и трудностью выражать прежними средствами те образы и настроения,которые возникали в связи с переживаниями увлекавших их
религиозно-мистических учений,эстетических положений и художественных идей.Вынужденное,особенно на первых порах,использование "старых форм"
в системе жанров,в поэтике и стилистике нередко создавало ощутимый эффект псевдоморфизма.Диссонанс жанра и развития сюжета легко может быть обнаружен в творчестве
многих символистов.
Литературные герои новой формации (по преимуществу,лирические) удивляли читателей необычными поступками и чувствованиями,
побуждали символистов к пересмотру традиционной системы характеров,конфликтов,сюжетов,композиционных построений.А это означало неизбежность
внутрижанровых обновлений и изменений междужанровых связей и отношений.
Что касается символистского романа ,имевшего свою природу и структуру (сюжетом его является,как правило,развивающийся миф),то он не претендовал на ведущую оль в развитии
символизма.Символизм не дал новой жизни и поэме,замещая ее (частично) циклом стихотворений или разделом поэтического сборника.Возникшая на исходе
1900х гг. среди символистов потребность в эпическом отношении к жизни,совпавшая с ощущением "кризиса символизма",привела к поискам "синтеза" с реализмом,сказалась на упрочении литературного
положения писателей так называемой "промежуточной" формации.
Поэты-символисты эксперементировали прежде всего в области метрики и ритма,"музыкальности",образности,мифотворчества,
языка.
*При подготовке данного материала была использована следующая литература: "История русской литературы", том IV (литература конца ХIХ - начала ХХ в), ред. К.Д.Муратова, Ленинград, "Наука", 1983г., стр. 419-423, 430-434;
"Русский модернизм: проблемы текстологии", ответственный редактор О.А.Кузнецова. "Алетейя",Санкт-Петербург, 2001, стр. 92-97.